|
||||||||
|
Педагогический тренинг "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в области взаимодействия с родителями воспитанников"Тренинг.
Эффективное взаимодействие воспитателя с родителями
Цель: развитие коммуникативное компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
Ход тренинга
Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы проведем с вами тренинг на тему: Эффективное взаимодействие воспитателя с родителями Но для начала, давайте поприветствуем, друг друга, настроимся на работу.
Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера. - Правая рука к правой руке! Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.
2. Немного теории
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. В детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают педагога на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1).
При планировании формы взаимодействия с родителями необходимо помнить:
Существует китайская поговорка: “Расскажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”
Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает.
«Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: 1. Улыбка, 2. Имя собеседника 3. Комплимент. - Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! - Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот ≪выпад≫. Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве ≪нападающего≫, и в качестве ≪жертвы≫, упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению. Методические рекомендации: психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Рефлексия. Ощущения педагогов от услышанного и легко ли было отвечать?
Педагогам раздается материал распечатанный, надо выделить, на их взгляд «неудачные» фразы – поставить крестик. А «нежелательные» в паре с «желательными» - выделит стрелочкой, но так, чтоб она шла от «нежелательной» фразы к «желательной» Извините, если я помешала... Я бы хотела... Вероятно, вы об этом еще не слышали... Вам будет интересно узнать... Я бы хотела еще раз услышать... Мне представляется интересным то, что... Я пришла к такому выводу, что... Вы хотите... Думается, Ваша проблема заключается в том, что... Давайте с вами быстро обсудим... Как вы знаете... Хотя вам это и неизвестно... Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать... Вы, конечно, об этом еще не знаете... А у меня на этот счет другое мнение... Конечно, вам уже известно... Вы, наверное, об этом слышали...
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось. И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, но если поддержать малыша, все обязательно получится. Объснить родителям, что создав ситуацию успеха для ребенка, мы сможем преодолеть временные трудности.
В конце нашего тренингового занятия я хочу вам предложить перечислить критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы словосочетания «общение с родителем». Например: «О» – обаяние педагога, «Б» – безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т.д. Участники выписывают критерии подбирая начало каждого на необходимую букву словосочетания, которые им запомнились, пригодятся, обобщают полученные знания, приобретенные навыки. При необходимости ведущий помогает. Критерии выписываются в столбик на доске.
В конце ведущий раздает воспитателям памятки |
|
||||||