Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Детский сад 47
Версия для слабовидящих





Материалы

Семинар-практикум "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию"

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

Уважаемые коллеги!

 

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой. В молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов, живущих в Крыму. Сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений?

Определим цель патриотического воспитания. Напомню, что цель – это то, к чему надо стремиться. Через патриотическое чувство мы будем воспитывать личность, гражданина своей страны.

На основе нормативно-правовых документов можно определить цель патриотического воспитания.

Нормативно-правовое обеспечение.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральные законы РФ: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
  • Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 о концепции национальной безопасности РФ.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» 2001-2005.
  • Проект Национальной доктрины образования в РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

Итак, заказ государства – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.

Основные задачи:

  1. 1.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края.
  2. 2.Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

 

Сопутствующие задачи:

  1. 1.Задачи нравственного воспитания:

- воспитание чувства доброты, сопричастности к сопереживанию других, умения прийти на помощь к тому, кто в этом нуждается;

- воспитание чувства уважения к старшему поколению;

- формирование умения толерантного отношения к другим.

2. Задачи эстетического воспитания:

- воспитание эстетических чувств к окружающему миру;

- бережное и созидательное отношение к природе.

3. Задачи интеллектуального воспитания:

- развитие интеллектуальных способностей;

- развитие умения анализировать происходящие события.

4. Задачи физического воспитания:

- развитие физических качеств, будущих защитников своей Родины (сила, ловкость, выносливость, гибкость);

- развитие морально-волевых качеств (храбрость, смелость, целеустремленность, решительность).

5. Задачи трудового воспитания:

- бережное отношение к продуктам своего труда;

- добросовестное отношение к любой работе;

- добиваться поставленной цели;

- уметь доводить дело до конца;

- формирование навыков коллективного труда;

- желание трудиться систематически.

 

 

 

 

 

Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах.

В первой младшей группе формируются:

- навыки самообслуживания;

-воспитание доброжелательности;

-усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);

- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.

Во второй младшей группе формируются:

- представления о добрых поступках

- благожелательные взаимоотношения в группе

- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.

В средней группе формируются:

- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;

- доброжелательные отношения в группе;

- чувство долга;

- навыки вежливого обращения;

- представления о родственных отношениях в семье.

В старшей группе формируются:

- взаимоотношения в группе;

- межличностные отношения;

Умение оценивать свои поступки и поступки других;

- интерес к своей родословной;

- понятия о дружбе, взаимовыручке;

- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.

В подготовительной группе формируются:

- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;

- умение вежливого обращения к окружающим;

- умение давать самооценку своих возможностей;

- освоение позиции ученика, члена коллектива;

- стремление к принятию новых обязанностей;

- стремление к учебе;

- представление о долге.

Игра КВН: «История, традиции и культура народов России»

 

Вопросы к участникам:

 

1.   Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

 

(государство)

 

2.   Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?

 

(флаг)

 

3.   Официальная эмблема государства?

 

(герб)

 

4.   Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?

 

(семья)

 

5.   Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

 

(страна)

 

6. Что такое патриотизм?

 

( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

 

7. Кто основал Москву?

 

(князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)

 

8. Какой город был столицей России и почему его так назвали?

 

9. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

 

10. Почему Красная площадь так называется?

 

(«Красная» — значит красивая)

 

Дидактическая игра: «Назови правильно»

 

Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России.

 

Участники должны назвать то, что изображено.

 

Дидактическая игра: «Разрезная картинка»

 

Собрать разрезную картинку, с изображением достопримечательностей Крыма и назвать ее.

 

«Пословицы о Родине»

Золоту — старости нет, Родине — цены нет.

Всякому мила своя сторона.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Человек без Родины — что соловей без песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для педагогов

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Ф.И.О.___________________________________________________________

 

1.Какое место, на Ваш взгляд, занимает нравственно-патриотическое воспитание в основных линиях развития дошкольника (физическая, познавательная, социально-нравственная, художественно-эстетическая). Выберите свой вариант из представленных ниже.

А) основное место указанной проблемы в задачах социально-нравственного развития дошкольника, так как

 

Б) познавательного развития __________________________________________________________________________

В) частично решается в каждой из линий развития дошкольника

Г) эта задача не настолько глобальна, чтобы отводить ей такое место в развитии дошкольников __________________________________________________________________________

Д) моё мнение об этой задаче таково: __________________________________________________________________________

2.Как Вы понимаете термин «патриотизм»? Выберите свой вариант ответа.

А) это любовь к Родине, малой Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Б) патриотизм – это личная устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

В) патриотизм – это значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, в отношении к своему народу, его истории, культуре, государству.

Г) на наш взгляд, патриотизм – это ____________________________________________

3.Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника? Выберите свой вариант.

А) воспитание у детей любви и уважения к родному дому, городу, стране, её жителям

Б) формирование общественно значимых ориентаций, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы.

В) развитие высокой социальной активности, гражданской духовности, становление граждан, обладающих позитивными качествами, способных проявить их в созидательном процессе укрепления и развития Отечества.

Г) На наш взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника является _________________________________________________________________________

4.В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания дошкольников?   Выберите свой вариант.

А) традиционные формы работы, используемые в реализации задач любого раздела воспитания и обучения, такие как _________________________________________________________________________

Б) из нетрадиционных наиболее эффективными, на наш взгляд, будут __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В)по вопросу выбора форм работы с детьми наше мнение таково

 
 
 

5.Вы предпочитаете работу над данной проблемой в форме _______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?