|
||||||||
|
МатериалыСеминар-практикум "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию"Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме. Уважаемые коллеги!
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой. В молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов, живущих в Крыму. Сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений? Определим цель патриотического воспитания. Напомню, что цель – это то, к чему надо стремиться. Через патриотическое чувство мы будем воспитывать личность, гражданина своей страны. На основе нормативно-правовых документов можно определить цель патриотического воспитания. Нормативно-правовое обеспечение. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
Итак, заказ государства – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа. Основные задачи:
Сопутствующие задачи:
- воспитание чувства доброты, сопричастности к сопереживанию других, умения прийти на помощь к тому, кто в этом нуждается; - воспитание чувства уважения к старшему поколению; - формирование умения толерантного отношения к другим. 2. Задачи эстетического воспитания: - воспитание эстетических чувств к окружающему миру; - бережное и созидательное отношение к природе. 3. Задачи интеллектуального воспитания: - развитие интеллектуальных способностей; - развитие умения анализировать происходящие события. 4. Задачи физического воспитания: - развитие физических качеств, будущих защитников своей Родины (сила, ловкость, выносливость, гибкость); - развитие морально-волевых качеств (храбрость, смелость, целеустремленность, решительность). 5. Задачи трудового воспитания: - бережное отношение к продуктам своего труда; - добросовестное отношение к любой работе; - добиваться поставленной цели; - уметь доводить дело до конца; - формирование навыков коллективного труда; - желание трудиться систематически.
Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах. В первой младшей группе формируются: - навыки самообслуживания; -воспитание доброжелательности; -усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности); - интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых. Во второй младшей группе формируются: - представления о добрых поступках - благожелательные взаимоотношения в группе - представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения. В средней группе формируются: - личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм; - доброжелательные отношения в группе; - чувство долга; - навыки вежливого обращения; - представления о родственных отношениях в семье. В старшей группе формируются: - взаимоотношения в группе; - межличностные отношения; Умение оценивать свои поступки и поступки других; - интерес к своей родословной; - понятия о дружбе, взаимовыручке; - представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках. В подготовительной группе формируются: - умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её; - умение вежливого обращения к окружающим; - умение давать самооценку своих возможностей; - освоение позиции ученика, члена коллектива; - стремление к принятию новых обязанностей; - стремление к учебе; - представление о долге. Игра КВН: «История, традиции и культура народов России»
Вопросы к участникам:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
(государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?
(флаг)
3. Официальная эмблема государства?
(герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
(семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
(страна)
6. Что такое патриотизм?
( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
7. Кто основал Москву?
(князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)
8. Какой город был столицей России и почему его так назвали?
9. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
10. Почему Красная площадь так называется?
(«Красная» — значит красивая)
Дидактическая игра: «Назови правильно»
Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России.
Участники должны назвать то, что изображено.
Дидактическая игра: «Разрезная картинка»
Собрать разрезную картинку, с изображением достопримечательностей Крыма и назвать ее.
«Пословицы о Родине» Золоту — старости нет, Родине — цены нет. Всякому мила своя сторона. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Родина — мать, умей за нее постоять. Родная сторона — мать, а чужая — мачеха. Человек без Родины — что соловей без песни.
Анкета для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Ф.И.О.___________________________________________________________
1.Какое место, на Ваш взгляд, занимает нравственно-патриотическое воспитание в основных линиях развития дошкольника (физическая, познавательная, социально-нравственная, художественно-эстетическая). Выберите свой вариант из представленных ниже. А) основное место указанной проблемы в задачах социально-нравственного развития дошкольника, так как Б) познавательного развития __________________________________________________________________________ В) частично решается в каждой из линий развития дошкольника Г) эта задача не настолько глобальна, чтобы отводить ей такое место в развитии дошкольников __________________________________________________________________________ Д) моё мнение об этой задаче таково: __________________________________________________________________________ 2.Как Вы понимаете термин «патриотизм»? Выберите свой вариант ответа. А) это любовь к Родине, малой Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Б) патриотизм – это личная устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. В) патриотизм – это значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, в отношении к своему народу, его истории, культуре, государству. Г) на наш взгляд, патриотизм – это ____________________________________________ 3.Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника? Выберите свой вариант. А) воспитание у детей любви и уважения к родному дому, городу, стране, её жителям Б) формирование общественно значимых ориентаций, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы. В) развитие высокой социальной активности, гражданской духовности, становление граждан, обладающих позитивными качествами, способных проявить их в созидательном процессе укрепления и развития Отечества. Г) На наш взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника является _________________________________________________________________________ 4.В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания дошкольников? Выберите свой вариант. А) традиционные формы работы, используемые в реализации задач любого раздела воспитания и обучения, такие как _________________________________________________________________________ Б) из нетрадиционных наиболее эффективными, на наш взгляд, будут __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В)по вопросу выбора форм работы с детьми наше мнение таково 5.Вы предпочитаете работу над данной проблемой в форме _______________________________________________________________________
|
|
||||||